Ближайшим (и самым древним) аналогом русского слова «дача» является термин «вилла». Однако аналог этот не вполне точный.
Вилла – это загородный дом. Собственно, в таком качестве виллы использовали древние римляне, из языка которых этот термин и пошёл. Стоит отметить, что многие дачники сегодня используют дачу именно в качестве виллы, благо никто не мешает этого делать.
Мёкки (mökki) – финский термин, который можно приблизительно перевести, как «маленький домик». Как и русская дача, мёкки используется для того, чтобы побыть в уединении, вдали от городской суеты. После России Финляндия – самая «дачная» страна мира. Свои мёкки имеют почти полмиллиона семей, то есть около трети финнов. Однако, в отличие от русского аналога мёкки совсем не обязательно имеет собственный садовый участок. Это зачастую просто домик в глуши, и располагаться он может за сотни километров от основного дома.
Алдея (aldeia) – португальское слово, которое может быть переведено, как «хутор» или «деревушка». Особенность португальских деревень заключается в том, что в значительной степени они состоят именно из дач – у местных горожан модно покупать себе второй домик в деревне. На сегодня в Португалии каждая вторая семья имеет такой небольшой загородный дом (casasegunda).
Юань (園)– классический китайский садик, близок русской даче по ряду признаков. Подобные садики на протяжении более чем тысячи лет оставались популярным местом уединения и отдыха. В средневековых китайских городах существовали настоящие садовые и садоводческие посёлки, частично сохранившиеся по сей день, и включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Примечательно, однако, что в современном Китае аналогов дач практически не существует.
Нихон тейен – говоря о миниатюрных садиках, нельзя не вспомнить о Японии. Принципы ландшафтной организации складывались в этой стране в течение столетий и со временем обрели всемирную известность. Японская дача – это именно небольшой садик. Такие частные садики очень престижно иметь в Японии и сегодня, причём из-за высокой плотности населения иногда они имеют совсем микроскопические размеры в несколько десятков квадратных метров, или даже просто в несколько метров.