Торгашинский хребет в искусстве

29.04.2023
256


Первое известное изображение Красноярска, рисунок 1735 года авторства Иоганна Вильгельма Люрсениуса, нарисовано было именно с Торгашинского хребта.

Сам хребет оказался скромнее, и на холст попал только в следующем столетии. Склоны Диван-горы можно увидеть на рисунке Андрея Мартынова, художника, сопровождавшего российское посольство в Китай в начале XIXвека.

Андрей Мартынов. Вид Красноярска в 1805 году. Сверху - вид на левобережье Енисея (с точки около устья Базаихи), ниже - вид на Торгашинский хребет (с точки в районе нынешней улицы Дубровинского)

Горы «Полдень-парка» попали и на первую фотопанораму Красноярска, сделанную в 1863 году, а также на многочисленные фотографии периода прокладки Транссиба.

Видеть торгашинские склоны можно и на «Панораме Транссибирской железной дороги» Павла Пясецкого, самой длинной в мире картины (942 метра в длину)

Строительство железнодорожного моста через Енисей, 1897 год.

Неоднократно изображал местные горы Василий Суриков. Ему принадлежит более десяти картин и рисунков, изображающих различные Торгашинские виды (и, также, нарисованные прямо на хребте)

Василий Суриков. Плашкоут на Енисее

Благодаря Сурикову, горы Полдня можно увидеть в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга и Третьяковской галереи. В частности, Торгашинский хребет выступает фоном для знаменитой картины "Взятие снежного городка".

Полуденные горы рисовали и другие красноярские художники – Борис Ряузов, Тойво Ряннель, Виктор Швецов, Константин Войнов и другие.

Борис Ряузов. Лодочная станция

Особенно любил эти места Андрей Поздеев. Он нарисовал более двадцати пейзажей Торгашинских гор, а также несколько видов Красноярска с их склона.

Андрей Поздеев. Правобережье (картина нарисована с точки на совр.улице Белая Роща)