Козий мыс

28.08.2024
161


Туристическая тропа от Красного гребня до Тамары имеет протяжённость около 2,5 км. Небольшие горы, лога и скалы на ней имеют свои названия. Так, спустившись в Красного гребня в ложбину Серого гребня далее по тропе вы подниметесь на урочище Козий мыс. Это длинный пологий склон, который постепенно спускается к Базаихе, но заканчивается высоким отвесным обрывом – этот обрыв, собственно, и есть Козий мыс. Поэтому будьте осторожны, если решите сойти с большой туристической дороги, и прогуляться вниз в сторону реки. Обрыв имеет высоту более 40 метров!

Название Козий мыс известно с начала ХХ века. Неизвестно, в честь каких именно коз оно дано – домашних или диких (под псевдонимом «дикая коза» известна сибирская косуля, которая и в наши дни водится на «Столбах» и периодически переходит на эту сторону Базаихи). Существует также версия, что «Козий мыс» происходит от искажённого тюркского «кызы» (девушка), и в исходном виде назывался, соответственно, «Девичий утёс».

В противоположном направлении от Козьего мыса, в сторону города от большой тропы ответвляется небольшая тропка. Она ведёт в короткий Выпий лог, затем спускается в Мокрый лог и далее в город. Название Выпий лог, как считалось, было дано старожилами в ХХ веке, причём термин «выпь» мог означать любую птицу с громким, необычным криком. Как отмечают орнитологи, собственно птица выпь обычно не делает гнёзда в горах и лесах. Под этим псевдонимом, вероятно, скрывался какой-то иной обитатель здешних мест (например, это могли быть серый журавль или полевой лунь). Со временем, кстати, название искажалось, и среди садоводов хребта встречается вариант "Выпей-лог". И толкуют его в том духе, что некогда в нём был ручеёк, а потом выпили его, и он высох. Отсюда и "Выпей-лог".

Западный склон Выпьего лога носит название Батон. Действительно, эта продолговатая, выпуклая и невысокая горка чем-то может напомнить упомянутое сдобное изделие.

На Козьем мысу, ближе к его западному краю, на Большой туристической тропе можно увидеть невысокую кучку камней. Это каменная пирамидка оваа. Подобные пирамидки существовали у местных кочевников на протяжении как минимум нескольких столетий. Они считались священными объектами и сооружались по указанию шаманов в особо почитаемых, живописных местах, на высоких плоских вершинах гор и сопок, на перевалах около дорог. В Енисейской Сибири подобные обычаи и сейчас распространены у хакасов, тувинцев и шорцев.

Пирамидка на Торгашинском хребте не носит обрядового значения и является просто небольшой местной примечательностью. Проходящие путники добавляют на оваа очередной камень, поэтому с каждым годом пирамидка растёт в размерах.